+7 (495) 982-5027 Дубининская улица, 57, строение 1

Аналитический центр

16.03.2015

Точка невозврата: россияне все чаще оправдывают невозврат кредитов

МОСКВА, 16 марта 2015 г.

Наши сограждане стали значительно чаще соглашаться с мнением, что можно не возвращать кредит, если банк, по их мнению, недобросовестно исполняет свои обязательства. Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в феврале 2015 г.*

Более трети россиян придерживаются позиции, согласно которой невозврат кредита возможен по весомым обстоятельствам (в 2008 году таковых было 15%, в 2009 – 20%, в 2015 – 37%). Тем не менее более половины респондентов разделяют противоположное мнение (55%). Женщины менее склонны к оправданию подобного поведения заемщиков (32% против 41% мужчин). Так же, чем выше уровень образования респондентов, тем реже они согласны с мнением, что возвращать банковский кредит не обязательно.

Россияне считают невозврат кредита оправданным, если банк обманул клиента, скрыв реальную стоимость кредита (47%), либо в одностороннем порядке увеличил размер процентной ставки и платежей по кредиту (45%). Еще одной веской причиной может быть ситуация, когда заемщик не может платить по кредиту из-за внезапно возникших обстоятельств (экономический кризис, болезнь, потеря работы, снижение заработков, развод и т.п.) – 39% опрошенных отметили этот вариант. Десятая часть респондентов считает, что дозволено не возвращать кредит, если человек не рассчитал своих финансовых возможностей, взяв в долг слишком много, а теперь не может свести концы с концами, поскольку вынужден тратить на обслуживание долга почти весь свой доход.

Тем не менее каждый пятый опрошенный (22%) уверен, что причин не возвращать банковский кредит нет.

* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в феврале 2015 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

 

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Насколько Вы согласны с мнением о том, что возвращать взятый в банке кредит не обязательно, если для этого есть веские основания?», % опрошенных

  2008 2009 2015
Полностью согласен 5 5 13
Скорее согласен 10 15 24
Скорее не согласен 27 40 31
Абсолютно не согласен 47 30 24
Затрудняюсь ответить 11 10 8

 

Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «Насколько Вы согласны с мнением о том, что возвращать взятый в банке кредит не обязательно, если для этого есть веские основания?», % опрошенных по группам

  Все опрошенные Пол
Муж. Жен.
Полностью согласен 13 13 12
Скорее согласен 24 28 20
Скорее не согласен 31 26 36
Абсолютно не согласен 24 23 25
Затрудняюсь ответить 8 10 6

 

Таблица № 3. Распределение ответов на вопрос: «Посмотрите на предложенные ниже основания и скажите, какие из них Вам кажутся достаточно вескими для того, чтобы решение не возвращать банковский кредит было в Ваших глазах оправданным?»**, % опрошенных

Банк сам обманул клиента, скрыв реальную стоимость кредита 47
Банк в одностороннем порядке увеличил размер процентной ставки и платежей по кредиту 45
Человек не может платить по кредиту из-за внезапно возникших обстоятельств (экономический кризис, болезнь, потеря работы, снижение заработков, развод и т.п.) 39
Нет причин, чтобы не возвращать банковский кредит 22
Человек не рассчитал своих финансовых возможностей, взяв в долг слишком много, а теперь не может свести концы с концами, поскольку вынужден тратить на обслуживание долга почти весь свой доход 10
Другие заемщики не платят, ссылаясь на сложности, вызванные кризисом, зачем платить мне 3
Другая причина 1
Затрудняюсь ответить 5

 

** Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов

 

Лобанова Ирина, руководитель Департамента исследований банковского сектора НАФИ: «Несмотря на то, что традиционно банки пользуются самым высоким уровнем доверия среди всех категорий финансовых организаций, в последнее время мы наблюдаем снижение уровня доверия к банковской системе, связанное, в первую очередь, с действиями регулятора и влиянием роста курса иностранных валют на благосостояние некоторых сегментов населения. Яркие события, например, отзыв лицензий или активное обсуждение проблем валютных заемщиков, оказывающие влияние на имидж всех игроков рынка в целом, становятся катализаторами не только изменения отношения к ним, но и поведения потребителей. Другими словами, если текущие и потенциальные клиенты банков видят, что в критической ситуации поставщики финансовых услуг оказываются ненадежными партнерами или демонстрируют неготовность идти на уступки заемщикам, оказавшимся в сложных обстоятельствах – или, по крайней мере, не выражают намерение найти компромисс – готовность соблюдать собственные обязательства по отношению к банку снижается»

Источник: НАФИ


Поделиться: