+7 (495) 982-5027 Дубининская улица, 57, строение 1

Аналитический центр

23.07.2015

Противоречивая финансовая грамотность россиян

МОСКВА, 23 июля 2015 г. – Россияне свою финансовую грамотность стали оценивать выше, однако более финансово дисциплинированными не стали. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в июне 2015 г.*

В июне мы публиковали результаты опроса россиян в отношении их самооценки своей финансовой грамотности. Напомним, что доля опрошенных, считающих себя финансово грамотными, выросла и после падения вернулась на уровень 2011 года (20%).

Несмотря на возросшую самооценку финансовой грамотности, наши сограждане продолжают демонстрировать довольно низкий и к тому же падающий уровень финансовой дисциплины. Только в каждой пятой семье ведется письменный учет доходов и расходов (20%), при этом 13% из них фиксируют не все поступления и траты. Еще два года назад такой учет вели 31% опрошенных, а в 2008 году – 42%. Выросла также доля тех, кто сообщил, что ничего подобного в их семье не ведется и более того, неизвестно, сколько денег поступает и тратится (22% в 2015 году против 15% в 2013).

Стоит отметить, что наибольшая доля домохозяйств, в которых ведется семейный бюджет, — в обеих столицах, а также в малых городах с населением до 50 тыс. человек (по 28%). К тому же, чем выше уровень образования, тем чаще опрошенные сообщают о ведении учета средств.

Перед приобретением финансовой услуги 39% россиян всегда сравнивают условия ее предоставления в разных компаниях (с 2013 года доля таковых выросла с 31%). Делают это иногда 29%, а редко – 12%. Никогда не сравнивают условия 13% опрошенных.

Выосообразованные сограждане и 35-44 летние чаще остальных сравнивают предложения разных компаний (по 45%).

* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в июне 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, Вы сами или кто-то в Вашей семье ведет письменный учет доходов и расходов семьи?», % опрошенных

2008 2009 2010 2011 2013 2015
Да, учет ведется, фиксируются все поступления и все расходы 22 11 11 11 12 7
Да, учет ведется, но не все поступления и расходы фиксируются 20 13 15 14 19 13
Нет, учет не ведется, но в целом известно, сколько денег поступило и сколько было потрачено за месяц 45 59 57 59 53 58
Нет, учет не ведется, и неизвестно, сколько денег поступило и сколько было потрачено за месяц 9 14 12 14 15 22
Затрудняюсь ответить 4 3 4 2 2 0

 

Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «Как часто перед приобретением той или иной финансовой услуги Вы сравниваете условия ее предоставления в различных компаниях?», % опрошенных по группам

2008 2009 2010 2011 2013 2015
Всегда 27 32 30 29 31 39
Иногда 14 21 20 29 32 29
Редко 8 10 13 16 19 12
Никогда 40 14 16 18 16 13
Затрудняюсь ответить 12 23 21 8 2 7

 

 

Лобанова Ирина, руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ: «Для значительной части аудитории управление финансами потеряло актуальность в связи с падением уровня доходов, обусловленным изменением условий внешней экономической среды. Среди российских потребителей распространено убеждение, что управление личными финансами — прерогатива аудитории с высокими доходами. Другими словами, многие действительные и потенциальные пользователи финансовых услуг уверены, что вести бюджет и внимательно относиться к выбору финансовых услуг стоит только в том случае, если у домохозяйства остается значительное количество свободных средств. В последнее время отмечается тенденция к снижению доли тех, кто сберегает деньги – по данным НАФИ в 2015 году 30% россиян перестали откладывать деньги или стали меньше сберегать. Подобная тенденция негативно сказывается на благосостоянии населения, ведь ответственное отношение к собственным финансам – важная составляющая финансового благополучия».

 

Александр Попов, генеральный директор EasyFinance.ru: «В настоящее время аудитория, которая ведет учет личных финансов в электронном виде, составляет порядка 6-7 млн. человек. Все больше людей начинают грамотно управлять финансами в регионах (75% против 70% годом ранее). Наиболее востребованы системы управления личными финансами у экономически активной части населения (77% пользователей в возрасте от 25 до 45 лет). Причем 60% -мужчины. Заметен рост женской аудитории — с 30% в 2013 году до 40% в 2015.

Если же говорить об интересах аудитории систем управления личными финансами, то ТОП-7 категорий следующие: 1) Финансы и инвестиции — 6,02% 2) ИТ и электроника — 5,82% 3) Автомобили и личный транспорт -5,56% 4) Недвижимость — 3,84% 5) Карьера и образование — 3,12% 6) Путешествия — 2,38% 7) Покупки и развлечение — 2,12%»

Справка о компаниях:

НАФИ — первая в России исследовательская компания, профессионально специализирующаяся на изучении финансового поведения населения. В своей работе НАФИ использует весь спектр исследовательских техник и методик, адаптируя их под особенности финансовой сферы.

EasyFinance.ru лидер рынка систем управления личными финансами в России, победитель Fintech Russia 2014, InvestHK FinTech Award (Hong Kong), победитель Форума финансовых инноваций FinNext-2013. Миссия компании EasyFinance.ru – сделать жизнь людей эффективнее, позволяя без особых усилий контролировать свои доходы и расходы, а также планировать свое финансовое будущее. Сервис уже интегрирован с ведущими банками России. Услугами сервиса пользуются более 500 000 клиентов.

 

 

Источник: НАФИ

 


Поделиться: