+7 (495) 982-5027 Дубининская улица, 57, строение 1

Аналитический центр

23.12.2015

От инфляции не убежишь

МОСКВА, 23 декабря 2015 г. – Подавляющее число россиян ощутили на своем бюджете повышение цен на продукты и услуги. Многие вынуждены ограничивать себя в тратах, и экономят прежде всего на отпуске. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в ноябре 2015 г.*

Россияне заметили инфляцию. По мнению большинства, наиболее значительный рост наблюдается с ценами на фрукты и овощи (небольшое или значительное увеличение отмечают 92% опрошенных), а также на мясные продукты (91%). Для сравнения, в кризисном 2008 году удорожание овощей и фруктов ощутили 82%, а мясных продуктов – 86%. 89% россиян сообщили, что выросли тарифы ЖКХ. Менее масштабное повышение цен отмечено на молочную продукцию (84%), а также на хлебобулоные изделия (81%). Эти оценки практически совпадают с показателями 2008 года.

Увеличение стоимости бензина в этом году почувствовали 74% россиян, тогда как во время кризиса семилетней давности таких было 25%.

Только по 2% опрошенных в 2008 и 2015 году отметили, что повышение цен для их бюджета значения не имеет. Для остальных инфляция в той или иной степени наносит урон семейному бюджету. Так, в ноябре текущего года 37% опрошенных признались, что им приходится ограничивать себя в тратах на продукты. В 2008 году данный показатель был выше – 45%. Порядка 48% россиян в этом году и 40% в 2008 году отметили, что рост цен негативно отражается на общем бюджете, но не на питании.

Больше всего рост цен ударил по отпуску: из-за нехватки денег в этом году 48% россиян отказались от возможности поехать отдохнуть (в феврале 2009 года таких было 31%). Вторая статья сокращения расходов – одежда и обувь (39% ограничили себя  в покупке необходимой членам семьи одежды). Еще одна распространенная стратегия – экономия на развлечениях, 38% перестали ходить в кино, театры и другие места досуга (в 2009 году таковых было 21%). Каждый третий (30%) отказался от приобретения необходимых семье предметов домашнего обихода, что практически совпадает с результатами опросов, проведенных во время прошлых кризисов.

От приема гостей, поездок к родственникам и лечения отказываются около четверти россиян. Каждый пятый экономит на продуктах питания (20%).

Меньше всего россияне во все кризисные времена экономили на образовании детей и взрослых членов семьи: 6% россиян в этом году отметили, что они урезают бюджет на обучение. В 2008 году это делал каждый десятый.

* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в ноябре 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%

 

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Как бы вы оценили изменения цен на различные товары и услуги в течение последнего месяца-двух?», % опрошенных

Хлебобулочные изделия Молочные продукты Мясо и мясопродукты Овощи и фрукты Бензин Коммунальные платежи
Цены значительно снизились 0 0 0 0 0 <1
Цены снизились, но незначительно 1 1 1 1 0 <1
Цены не изменились 17 12 7 6 3 6
Цены выросли, но незначительно 44 39 29 26 27 27
Цены значительно выросли 37 45 62 66 47 62
Затрудняюсь ответить 2 3 2 2 22 4

 


 

Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «Как бы вы оценили изменения цен на различные товары и услуги в течение последнего месяца-двух? ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ», % опрошенных

Октябрь 2007 Август
2008
Ноябрь 2015
Цены значительно снизились 1 0 0
Цены снизились, но незначительно 0 1 1
Цены не изменились 10 8 17
Цены выросли, но незначительно 37 24 44
Цены значительно выросли 49 63 37
Затрудняюсь ответить 3 3 2

 

Таблица № 3. Распределение ответов на вопрос: «Как бы вы оценили изменения цен на различные товары и услуги в течение последнего месяца-двух? МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ», % опрошенных

Октябрь 2007 Август 2008 Ноябрь 2015
Цены значительно снизились 1 <1 0
Цены снизились, но незначительно 1 <1 1
Цены не изменились 2 7 12
Цены выросли, но незначительно 18 23 39
Цены значительно выросли 74 63 45
Затрудняюсь ответить 4 6 3

 

Таблица № 4. Распределение ответов на вопрос: «Как бы вы оценили изменения цен на различные товары и услуги в течение последнего месяца-двух? МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ», % опрошенных

Октябрь 2007 Август 2008 Ноябрь 2015
Цены значительно снизились 1 0 <1
Цены снизились, но незначительно 1 0 <1
Цены не изменились 5 6 7
Цены выросли, но незначительно 29 19 29
Цены значительно выросли 56 68 62
Затрудняюсь ответить 8 7 2

 

Таблица № 5. Распределение ответов на вопрос: «Как бы вы оценили изменения цен на различные товары и услуги в течение последнего месяца-двух? ОВОЩИ И ФРУКТЫ», % опрошенных

Октябрь 2007 Август 2008 Ноябрь 2015
Цены значительно снизились 1 1 0
Цены снизились, но незначительно 1 1 0
Цены не изменились 10 9 6
Цены выросли, но незначительно 35 26 26
Цены значительно выросли 41 56 66
Затрудняюсь ответить 12 7 2

 


 

Таблица № 6. Распределение ответов на вопрос: «Как бы вы оценили изменения цен на различные товары и услуги в течение последнего месяца-двух? БЕНЗИН», % опрошенных

Октябрь 2008 Февраль 2009 Ноябрь 2015
Цены значительно снизились 1 2 <1
Цены снизились, но незначительно 11 34 <1
Цены не изменились 11 17 3
Цены выросли, но незначительно 14 11 27
Цены значительно выросли 45 14 47
Затрудняюсь ответить 18 22 22

 

Таблица № 7. Распределение ответов на вопрос: «Как бы вы оценили изменения цен на различные товары и услуги в течение последнего месяца-двух? КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ», % опрошенных

Октябрь 2008 Февраль 2009 Ноябрь 2015
Цены значительно снизились 0 0 <1
Цены снизились, но незначительно 0 0 <1
Цены не изменились 19 7 6
Цены выросли, но незначительно 23 19 27
Цены значительно выросли 49 67 62
Затрудняюсь ответить 9 7 4

 

Таблица № 8. Распределение ответов на вопрос: «Как отражается на Вашем семейном бюджете повышение цен на продукты питания?», % опрошенных

Октябрь 2007 Май 2008 Ноябрь 2015
Для нашей семьи это очень существенно, нам придется ограничивать себя в тратах на продукты 52 45 37
Это наносит урон нашему бюджету, но на нашем питании это не отразится 34 40 48
Это не существенно влияет на наш бюджет 11 9 12
Такое повышение цен для нашего бюджета значения не имеет 1 2 2
Затрудняюсь ответить 2 4 1

Таблица № 9. Распределение ответов на вопрос: «Приходилось ли Вам в последнее время отказываться от чего-то из перечисленного ниже из-за нехватки на это денег?»**, % опрошенных

Ноябрь 2005 Январь 2007 Май 2008 Февраль 2009 Ноябрь 2015
От возможностей поехать отдохнуть, провести отпуск 59 52 41 31 48
От покупки необходимой Вам, членам Вашей семьи одежды, обуви 42 33 32 33 39
От посещения кино, театров, других развлекательных учреждений 31 30 24 21 38
От покупки действительно необходимых Вашей семье предметов домашнего обихода 44 35 28 27 30
От поездки к родственникам, друзьям 31 33 23 18 24
От приема или посещения гостей, родственников 21 16 17 13 23
От лечения, восстановления Вашего здоровья 38 33 26 18 22
От покупки необходимых продуктов питания 26 20 26 22 20
От оплаты образовательных услуг детям 12 15 6 4 6
От оплаты образовательных услуг взрослых членов семьи 9 11 4 4 6
Затрудняюсь ответить 15 17 18 25 14

** Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов


Поделиться: