+7 (495) 982-5027 Дубининская улица, 57, строение 1

Аналитический центр

25.01.2016

Экономия бывает разная

МОСКВА, 25 января 2016 г. – Шесть лет назад россияне больше экономили на одежде и продуктах питания, сейчас — на отдыхе и развлечениях. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного НАФИ в декабре 2015 г.*

Как показал опрос, проведенный в декабре 2015 года, экономить в условиях кризиса сегодня предпочитают на отдыхе (48%), развлечениях (43%) и крупной бытовой технике (42%). И только затем указывают одежду и обувь (40%), крупные покупки вроде недвижимости и авто (38%) и продукты питания (31%).

Стоит отметить, что по сравнению с прошлым кризисным для российской экономики временем, в 2009 году, россияне сокращали траты по иным статьям. Шесть лет назад экономили в первую очередь на одежде и обуви (44%), только потом на отдыхе (42%) и на продуктах  питания (40%). Сокращали траты на покупку бытовой техники только 28%, а на недвижимость и автомобили – 26%.

Меньше всего россияне экономят на образовании (6%) и коммунальных расходах (7%). Прослойка людей, не сокращающих свои расходы в кризис, на протяжении шести лет остается прежней (11-12%).

Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ: «За последние 5-6 лет структура потребления россиян заметно изменилась. На этот период пришелся рост доходов населения, а также активное развитие розничного кредитования. Это позволяло значительной части населения выйти на новый уровень потребления и сформировать новый стиль потребления, то есть  обзавестись предметами длительного пользования, а также чаще отдыхать, ездить в отпуск. Поэтому сегодня, в условиях снижения темпов роста экономики и реальных доходов, россияне постепенно отказываются от ставшего привычным образа жизни последних шести лет, и в первую очередь вынуждены экономить на расходах, которые стали для них нормой в течение этого времени».

* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в декабре 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос «На чем Вы стали экономить в связи с кризисом?»**, в % от всех опрошенных

Декабрь 2009 Декабрь 2015
Отдых, отпуск 42 48
Досуг и развлечения 38 43
Крупная бытовая техника 28 42
Одежда и обувь 44 40
Большие покупки (недвижимость, автомобиль и т.п.) 26 38
Продукты питания 40 31
Мелкая бытовая техника 19 25
Расходы на транспорт 16 18
Лечение, медикаменты 20 17
Связь (в том числе, мобильная) 15 10
Коммунальные расходы 12 7
Образование 8 6
Ни на чем 12 11
Другое 3 1
Затрудняюсь ответить 2 4

** Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов


Поделиться: