+7 (495) 982-5027 Дубининская улица, 57, строение 1

Аналитический центр

13.05.2015

Биткойн: запретить нельзя оставить

Биткойrr_researchны – это особый вид денежных средств, так называемые «виртуальные» или «цифровые» деньги, самая популярная криптовалюта в  мире. Биткойны используются в Интернете, покупки с их помощью являются анонимными и не контролируются государством или банками.

МОСКВА, 13 мая 2015 года

Большинство россиян – 80% ничего не слышали о системе расчетов «биткойн». Вероятно, по этой причине многие затруднились ответить, стоит ли запрещать данный сервис в России или нет. Об этом свидетельствуют результаты опроса Центра современных исследований ProResearch, проведенного совместно с Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в апреле 2015 года.*

Только пятая часть россиян в той или иной степени информирована о том, что такое биткойн: хорошо о нем знают 4% россиян, а 16% — лишь понаслышке. В столице осведомленность выше – 26%.

Хуже всего о подобной системе расчетов осведомлены представители Сибирского федерального округа, где 92% указали, что впервые слышат термин «биткойн». Плохо информированных опрошенных оказалось больше среди женщин, нежели среди мужчин (82% против 72%), а также среди более старших возрастных групп.  Осведомленность о «биткойне» варьируется и в зависимости от пользования различными дистанционными финансовыми услугами. Так, 45% участников исследования, пользующихся электронными кошельками, существенно лучше остальных информированы о системе расчетов «биткойн». В то же время пользователи традиционных мобильных платежей знают о биткойнах хуже.

Мнение россиян о пользе биткойна разошлись: 40% считают, что данную криптовалюту необходимо запретить, поскольку сервис позволяет покупать нелегальные товары, каждый четвертый отметил, что биткойн не следует запрещать ввиду положительного эффекта для экономики (24%). Еще 36% затруднились с ответом.

О пользе сервиса чаще были склонны говорить осведомленные о «биткойнах» опрошенные – 63%. Среди респондентов, услышавших значение этого слова впервые, таких только 18%. В возрастном сегменте 18-24 года на вопрос, стоит ли запрещать «биткойн», утвердительно ответили 33% участников исследования, а среди людей старше 60 лет показатель достигает 48%. Больше всего россиян, выступающих за введение ограничений на оборот данной криптовалюты, – в Южном, Северо-Кавказском, а также в Уральском федеральных округах. В Москве за ограничение оборота криптовалюты «биткойн» выступили не более 31%, тогда как в среднем по России эта цифра составляет 40%.

 

Влад Почепцов, исполнительный директор ProResearch:

«Биткойн – новая и технически сложная система, что будет препятствовать ее широкому распространению. Тем не менее, результаты исследования говорят о том, что чем больше потребитель знаком с безналичными средствами расчетов, тем больше его информированность о данной криптовалюте, а значит, пока целевая аудитория последней ограничена потребителями с высоким уровнем технической грамотности и доверия к дистанционным средствам  платежа. Основная проблема — законодательно неопределенный статус биткойна. Во многих странах регулирующие органы пытаются контролировать или даже запретить операции с ними. В этом направлении движется и Россия. Поэтому дальнейшая судьба развития биткойна, как и виртуальных валют в целом, будет во многом зависеть от их правового статуса на рынке национальных и международных денежных расчетов».

 

Сергей Антонян, руководитель проектов НАФИ:

«В криптовалюту биткойн заложены такие свойства, как: сложность добычи, ограниченность эмиссии, материальность (защита от двойного расходования), которые призваны сделать ее не просто очередным вариантом долговой расписки, лишь представляющей «настоящие деньги», а некими «идеальными» деньгами. Котировки биткойна определяется исключительно балансом спроса и объема эмиссии. Чем больше людей будут доверять этой системе, тем больше средств вложат в биткойн и тем дороже он будет стоить. Для российских потребителей биткойн – это скорее экзотика. Подавляющее большинство наших соотечественников вообще ничего о ней не слышало. Поэтому уровень доверия к системе и, соответственно, ценность биткойнов в глазах российских потребителей крайне низка».

* Всероссийский опрос ProResearch и НАФИ проведен в апреле 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

 

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Вы что-нибудь знаете или слышите сейчас впервые о том, что такое «биткойн»?», в % от всех опрошенных и по группам

Россия Москва Пол
Мужской Женский
Знаю хорошо 4 7 7 2
Что -то слышал 16 19 17 16
Слышу впервые 80 74 76 82

 

Таблица 2.Распределение ответов на вопрос: «Вы что-нибудь знаете или слышите сейчас впервые о том, что такое «биткойн»?», в % от опрошенных по группам пользователей различных финансовых услуг.

Интернет-банк Мобильные платежи Электронных кошелек (Яндекс.Деньги, WebMoney, PayPal и др.) Денежные переводы Ни одной из перечисленных
Знаю хорошо 6 8 13 8 1
Что -то слышал 26 21 32 28 9
Слышу впервые 68 71 55 64 90

 

Таблица 3.Распределение ответов на вопрос: «Одни считают, что биткойны необходимо запретить, так как на них можно анонимно купить запрещенные к обороту товары, другие, считают, что биткойны запрещать не нужно, поскольку они оказывают положительный эффект на экономику. Какая точка зрения Вам ближе?», в % от всех опрошенных и по группам

Россия Москва Пол
Мужской Женский
Необходимо запретить 40 31 36 41
Запрещать не нужно 24 46 30 25
Затрудняюсь ответить 36 23 34 34

 

 

Информация о ProResearch

Центр современных исследований ProResearch занимается организацией и проведением маркетинговых и социологических исследований. В сфере интересов компании находятся темы, так или иначе связанные с областью поведенческой экономики и нейромаркетинга, IT, социальных сетей.

 
Контакты:

+7 (495) 982 50 27

info@proresearch.ru

www.proresearch.ru

Центр современных исследований ProResearch 115054, г. Москва, ул. Дубиниская, д. 57, стр. 1. Бизнес-центр «Brent City»

Информация о НАФИ 

НАФИ — первая в России исследовательская компания, профессионально специализирующаяся на изучении финансового поведения населения.  В своей работе НАФИ использует весь спектр исследовательских техник и методик, адаптируя их под особенности финансовой сферы. 

Контакты:

+7 (495) 982-50-27

info@nacfin.ru

www.nacfin.ru

ЗАО «Национальное агентство финансовых исследований», Россия, г. Москва, Болотная набережная, д.7., стр.1


Поделиться: